Этнографическая школа "Родничок"

В нашем небольшом сибирском городке Стрежевой проживает около 6000 человек татаро-башкирской национальности. В связи с отдалением булгарского народа от Татарстана и Башкирии, с отсутствием национальной школы, возникает необходимость почувствовать себя частицей своего народа и изучать, возрождать, развивать национальную культуру булгарского народа, помогать общаться на родном языке, воспитать гордость за свой народ, научить уважать старшее поколение, традиции, обычаи, праздники своего народа.

Этнографическая школа «Чишмэкэй» «Родничок»  в г. Стрежевом – первый родник татарской культуры. Она была создана в 1998 году в Центре дополнительного образования детей (МОУДО «ЦДОД»). Руководителем является Якшиева Ильзира Идеаловна, окончила Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, квалификация по диплому «Филолог. Преподаватель татарского языка и литературы».

Основная цель школы – создать условия для саморазвития, самоопределения и самореализации личности через приобщение детей к изучению, возрождению и развитию национальной культуры, традиций, менталитета.

Этнографическая школа «Чишмэкэй» работает по авторской программе, которая в 2008 году была признана авторской в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей. В 2011 году Департаментом общего образования Томской области по результатам работы этнографической школы «Чишмэкэй» Центру дополнительного образования детей городского округа Стрежевой был присвоен Статус «Центр этнокультурного образования», Статус действует по настоящее время.

Возрастные особенности этнографической школы «Чишмэкэй» от 7 до 17 лет, занимаются примерно 16 обучающихся, срок реализации программы – 3 года, желающие продолжить обучение переходят в творческую мастерскую, где занимаются до 11 класса. Формы занятий: групповые, интегрированные, по вокалу проводятся индивидуальные занятия, желающие и одарённые дети объединяются в ансамбле, занимаются вокалом, танцем, игре на инструментах для участия в конкурсах и концертной деятельности.

Образовательная программа состоит из 5 модулей: родной язык, история и этнография, умелые руки, этнокультура, вокал.

Занятие по родному языку проходит как комплексный урок. Дети обучаются грамоте, читают литературу, переводят, общаются устно, пишут, рисуют, играют.

На истории и этнографии обучающиеся изучают историю, традиционные праздники, обряды, проводятся экскурсии и встречи, выпускники занимаются сбором материалов и написанием итоговых работ, рефератов, презентаций, проектов.

На занятиях умелые руки знакомятся с декоративно-прикладным искусством, обучаются  выполнению творческих заданий: вышивают, создают конструкции, украшают национальные костюмы, принимают участие в выставках и конкурсах.

Без сказочности, поэтичности, чувства радости, праздничности, романтизма невозможно представить себе этнокультуру. На этих занятиях проходят встречи с интересными людьми, чаепития, спортивно-игровые, музыкально-литературные программы, театрализации, репетиции, праздники, поездки.

На индивидуальных занятиях по вокалу разучиваются татарские народные и авторские песни.

Таким образом, дети изучают родной язык, знакомятся с народными традициями, обрядами и играми, занимаются рукоделием, поют песни, разучивают татарские и башкирские танцы. Их деятельность осуществляется через обучающие занятия, прикладную, поисковую, сценическую, вокальную и танцевальную деятельность.

Итогом деятельности объединения является проведение праздников для себя и для населения, участие в выставках, конкурсах, концертах, фестивалях, выполнение рефератов, проектов, презентаций, организация встреч и поездок.

В целях воспитания толерантности и патриотизма с 2009 года по настоящее время этнографическая школа участвует в городском проекте «Хоровод дружбы». Развитие модели партнерства осуществляется по нескольким направлениям: творческая, культурно-просветительская деятельность и молодежная политика. Взаимодействие осуществляется с несколькими учреждениями: Дворец искусств «Современник», библиотечная информационная система, историко-краеведческий музей.

Стало традиционным проведение на двух языках национальных фольклорных праздников таких, как «Проводы льда», «Праздник гуся», «Нардуган», «Сабантуй», «Воронья каша», «Кукушкин чай».

Для возрождения и сохранения татаро-башкирской культуры, для формирования толерантной, гармонически развитой личности, в августе  2014 года Ильзирой Идеаловной разработан педагогический проект «Воспитание подрастающего поколения посредством возрождения этнокультурных традиций». Совместно с русским фольклорным ансамблем песни «Родничок» МОУ ДО «ЦДОД» проводятся новогодние театрализованные представления со сказочными героями Шурале (лесной чёрт), Су анасы (Водяная), Убырлы карчык (Баба Яга), игровые программы, мастер-классы, Праздник Дружбы с коллективом педагогов и воспитанниками детского сада «Рябинушка», праздник «Сабантуй» для детей оздоровительного лагеря МОУДО «ЦДОД».

Оказывается помощь молодёжи для участия в городском конкурсе «Этническая красавица».

Обучающиеся этнографической школы «Чишмэкэй» лауреаты Московского Международного Форума «Одарённые дети» 2008 и 2011 гг. в номинациях “Музыкальный конкурс” и “Хореография”, дипломанты III Международного конкурса-фестиваля эстрадного творчества «Содружество талантов» Министерства образования и науки Республики Татарстан Муниципального учреждения «Управление образования исполнительного комитета муниципального образования  г. Казани 2011 г. в номинации «Хореография. Народный танец», лауреаты Международного творческого конкурса «Интеллектуал – 2016» Центра педагогических инновации имени К.Д.Ушинского «Новое образование»  в номинации «Декоративно-прикладное творчество» г. Тюмени, лауреат Международного творческого конкурса «Победилкин»  Международного СМИ «Росмедаль» г. Красноярска в номинации «Декоративно-прикладное искусство», а так же победители во Всероссийских дистанционных творческих конкурсах «Талантоха» г. Кургана, «Таланты России», «Фестиваль талантов», «Академия таланта» г. Екатеринбурга в 2014-2016 гг. в номинациях «Вокальное и музыкальное творчество», «Декоративно-прикладное искусство», «Презентация», «Инструментальный жанр», лауреаты Областного конкурса исполнителей национальной песни и танца «Радуга» 2006,2007 и 2014, 2015 гг. в номинациях «Вокал», «Исполнители на народных инструментах», лауреат Открытого конкурса детских талантов «Северная звезда» Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югра в пгт. Излучинск 2012 г. в номинации «Фольклорный обряд», лауреат и дипломанты в региональном детско-юношеском фестивале-конкурсе татарской и башкирской культур «Югорские звёздочки» МБУК «Центр национальных культур» г. Нефтеюганска в 2016 г. в номинациях «Вокал-соло», «Инструментальное творчество», «Хореография»; лауреаты Региональной и Межмуниципальной выставки-конкурса декоративно-прикладного и технического творчества «Калейдоскоп» в г. Стрежевом 2013-2016 гг.; лауреаты городского конкурса хоровых коллективов «Жаворонки» 2014, 2015 гг., лауреат городского танцевального конкурса «Полёт стрижей» 2016 г. и в других городских конкурсах.

Этнографическая школа имеет тесную связь с городским ансамблем татаро-башкирской песни «Ляйсан», созданной тоже Якшиевой Ильзирой Идеаловной. С большим успехом проходят совместные выступления  на различных сценических площадках города. Общение родителей, педагогов, людей пожилого возраста, детей, включение обучающихся в разные виды деятельности создаёт благоприятные условия для формирования общекультурных, коммуникативных, социальных компетентностей.

Этнографическая школа «Чишмэкэй» и ансамбль татаро-башкирской песни «Ляйсан» взаимодействуют с МБУ «Центром национальных культур» г. Нижневартовска, ежегодно участвуют в фестивале дружбы «Татарская и башкирская песня на Сибирской земле», с «Местной татаро-башкирской общественной организацией «Курай» пгт. Излучинск Нижневартовского района» Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, участвуют в районном национальном татаро-башкирском празднике «Сабантуй». Обмениваются опытом с Областным государственным автономным учреждением культуры «Центр татарской культуры», Общественной организацией «Национально-культурной автономией татар города Сургута».

Этнографическая школа «Чишмэкэй» и ансамбль «Ляйсан» пользуются любовью, заслуженной популярностью у стрежевского зрителя, их творчество содействует дружбе между народами, сохранению самобытной народной, национальной культуры. Благодаря этим коллективам возрождаются этнокультурные традиции татаро-башкирского народа и происходит воспитание у населения межнациональной толерантности. Воспитание духовной культуры, народных традиций, терпимости, доброты и милосердия способствует отсутствию межэтнических конфликтов в нашем городе.

"Чишмэкэй"

Руководитель этнографической школы «Родничок» – Якшиева Ильзира Идеаловна, является дипломантом регионального этапа VIII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей г. Томска 2008 г., «Победителем городского конкурса пофессионального мастерства – 2012» в номинации «Педагог дополнительного образования года».

По результатам работы этнографической школы «Родничок» Центру дополнительного образования детей в 2011 году был присвоен статус Центра этнокультурного образования.

 



   Лауреат премии мэра
              
                  

18 декабря во Дворце искусств «Современник» состоялось « Награждение лауреатов премии мэра города – 2012». Руководитель этнографической школы «Родничок» и ансамбля татаро-башкирской песни «Ляйсан» Якшиева И.И. стала лауреатом в сфере образования.

Создание сайтов Атилект | Powered by Atilekt.NET