Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья
В
течение многих лет в Центре ведется целенаправленная работа по
организации дополнительного образования с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Врачи
дали им шанс выжить. В наших силах дать им жить полноценной, самой
настоящей жизнью. На это и направлены наши образовательные программы.
Система дополнительного образования имеет большой потенциал для развития
творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существует мнение, что такие дети в чем-то талантливее, чем другие. На
практике мы убедились, что они такие же, как все дети, и каждый
талантлив в своем деле, которое он выбирает соответственно своим
возможностям.
Одна
из главных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья -
создание комфортных условий для обучающихся, развитие их личностных
качеств, реализация способностей. В процессе обучения расширяется
кругозор, воспитывается художественный вкус, развивается
эмоциональность. В каждом ребенке мы стараемся раскрыть его лучшие
качества, помочь ему самореализоваться как личности. Социализация
ребенка осуществляется через компетентносный подход. Большое значение
имеет развитие коммуникативной и социальной компетентности. Формирование
компетентностей происходит средствами содержания образования. В итоге у
обучающегося развиваются способности и
появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы –
от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств:
самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств,
связанных с основами безопасности жизнедеятельности. Проводится большая
индивидуальная работа: показ, объяснение, напоминание о том, как
правильно пользоваться тем или иным инструментом, и о том, что работу
надо выполнять аккуратно.
В
формировании навыков работы по ручному труду большое значение имеет
анализ и самоанализ изделий. При этом педагоги отмечают не только КАК
справились дети с
заданием, но и то, как во время работы вели себя, как помогали друг
другу. Занятия ведутся в специально отведенной для работ «комнате
творчества» и на базе ЦДОД (ул.Буровиков, 18).
Занятия ручным трудом способствуют и развитию речи.
Приучают употреблять более конкретные словесные выражения. От понимания
результативности и полезности своей работы ребенок испытывает радость,
возникают положительные эмоции. Ребята мастерят из фанеры разные
игрушки, сувениры и полезные вещи для реабилитационного
центра: кухонные доски, полочки, салфетницы. Они учатся работать иглой,
ножницами, делают изделия из пластилина и природного материала,
развивая мелкую моторику рук.
На
первый взгляд освоение данных техник детьми с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, мелкой моторики рук кажется невозможным.
Но огромное желание превозмочь недуг и прикоснуться к прекрасному,
помогают им в обучении. В результате повышается самооценка, развиваются
творческие способности, прививается интерес к труду.
В атмосфере добра, любви и внимания строится весь образовательный процесс с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Каждый, и педагог, и ребенок настроены
на достижение конкретных результатов в совместной творческой
деятельности. На ежегодной выставке декоративно-прикладного и
технического творчества «Калейдоскоп» и городской выставке
декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Солнце на
ладошке» выставляются работы детей с ограниченными возможностями
здоровья. Они
удивляют посетителей и жюри выставок нестандартностью выполнения
творческого проекта и тем, что каждая работа выполнена с душой и
любовью. Участники выставок получают грамоты и ценные подарки.