«Необычный портрет педагога»

10.03.2015

Категория: Педагогический опыт

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ

«Педагогический проект «Необычный портрет педагога»

Автор: Кононова Наталья Вячеславовна, педагог дополнительного образования детского объединения «Юный фотограф», заведующий отделом декоративно-прикладного и технического творчества.

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию педагогический проект «Необычный портрет педагога», который был реализован в 2013 году в рамках празднования 90-летнего юбилея системы дополнительного образования. 

Данный проект стал призером во Всероссийском дистанционном фестивале «Педагогический проект» в номинации «Среднесрочные педагогические проекты» г.Томск, апрель 2014 года.

Проект полностью реализован на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей (МБОУ ДОД ЦДОД) обучающимися детского объединения «Юный фотограф» в возрасте 12-18 лет

Участники проекта были педагог дополнительного образования детского объединения «Юный фотограф» в роли руководителя и модели, педагоги дополнительного образования – модели, обучающиеся детского объединения – фотографы.

Портрет в изобразительном искусстве и в художественной фотографии имеют одно значение – изображение человека. Разница лишь в том, что фотографы ловят лишь один миг между прошлым и будущим, а художники, скульпторы днями, неделями, месяцами и даже годами работают над образом модели. Современная цифровая фотография дает большие возможности для проведения серии фотографий одного человека, как в условиях съемочного павильона, так и на природе. Процесс организации и подготовки проведения фотосессии человека или группы людей очень интересный, творческий и сложный. Дети любят фотографироваться сами, то есть выступать в роли модели и фотографировать других детей, и то есть выступать уже в роли фотографа. Другое и более сложное дело – фотографировать педагогов. Мы привыкли, что видим наших педагогов за работой вместе с детьми, либо стоящими у доски, либо помогающими детям заниматься творчеством. Детскому объединению «Юный фотограф» предстояло полностью организовать и провести фотосессию педагогов дополнительного образования.

Процесс работы предполагал, что во время реализации проекта менялись роли детей и взрослых. Во время фотосессии – взрослый человек становился обучающимся, а ребенок – педагогом, потому что он полностью руководил моделью: как встать, куда повернуться, когда улыбаться и куда смотреть, да и вообще, что делать с руками, ногами… Не всегда у педагогов получалось меняться ролями. Многим взрослым участие в данном проекте позволяло получить колоссальное удовольствие и психологическую разгрузку в рабочие будни.

Объект

Работа обучающихся детского объединения «Юный фотограф» с педагогами дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД.

Предмет

Фотографирование педагогов дополнительного образования (фотосессия).

Цель проекта

Проведение фотовыставки «Необычный портрет педагога» в рамках празднования 90 летнего юбилея системы дополнительного образования.

Задачи проекта

1.  Изучить блок тем «Портрет» по дополнительной образовательной программе «Юный фотограф».

2.  Организовать и провести фотосессию педагогов дополнительного образования.

3.  Оформить фотовыставку «Необычный портрет педагога».

Гипотеза

Если поменять ролями взрослых и детей, то можно получить интересные творческие результаты.

Если выйти за рамки изучения тематического блока «Портрет» по программе и создать условия для реализации проекта, то обучающиеся сделают намного больше качественных фотографий для выставки.

Были определены следующие ресурсы, которые представлены на слайде «Ресурсы».

материально-технические

Необходимо создать рабочее место для фотосессии педагогов: съемочный павильон с фонами (бумажными или тканевыми), высокий (барный) стул, скамейка, шали, шарфы, шляпки, телефоны и многое другое.

кадровые

Педагог-руководитель, педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД, МБОУ ДОД ЦЭВД, МБОУ ДОД СЮТур - всего 35 человек и 10 обучающихся детского объединения «Юный фотограф» (5-11 классы).

информационные

Методические материалы к блоку тем «Портрет» (специальная литература, Internet).

финансовые

Необходимы небольшие финансовые затраты на печать фотографий для выставки.

Процесс реализации

Этапы

Последовательный перечень этапов

Название этапа и сроки реализации

Основные задачи этапа

Первый этап – Подготовительный

28.10.-8.11.2013г.

(1-2 недели проекта)

1.1.         Изучение тем: «Формы и виды портретов», «Постановка портрета», «Художественный портрет», «Организация фотосессии».

1.2.        Собеседование с педагогами – будущими моделями.

Второй этап – Основной

11.11.-22.11.2013г.

(3-4 недели проекта)

2.1. Организация и проведение фотосессии с педагогами.

2.2. Совместный отбор фотографий для фотовыставки (обучающиеся и педагоги).

Третий этап – Заключительный

25-29.11.2013 г.

(5 неделя проекта).

3.1. Печать фотографий.

3.2. Оформление фотовыставки.

3.3.Открытие выставки на юбилее системы дополнительного образования

На следующих слайдах процесс реализации проекта представлен более детально. В каждом мероприятии расписаны деятельность педагога и обучающихся детского объединения. Подробно на них останавливаться не будем.

Этап и сроки проведения

Мероприятие

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Первый этап – Подготовительный

28.10.2013г.

«Формы и виды портретов»

Педагог знакомит с теорией по теме и представляет образцы фотопортретов

Обучающиеся узнают какие бывают формы и виды портрета. Самостоятельно определяют использование приемов и средств в композиции портрета (статика, динамика, перспектива, ритм и др.)

29.10.2013г.

«Постановка портрета»

Педагог знакомит с основными правилами постановки портрета.

Обучающиеся узнают основные совета как лучше поставить портрет. На практике пробуют делать первые портреты своих друзей.

30.10.2013г.

«Художественный портрет»

Знакомство с художественным портретом. Организация практики позирования.

Обучающиеся знакомятся с художественным портретом. На практике отрабатывают основные советы по позированию: куда деть руки, как правильно поставить ноги, когда модель сидит на стуле, скамейке и др.

31.10.2013г.

«Организация фотосессии»

Педагог дает основные моменты организации фотосессии.

Постановка проблемы перед обучающимися «Как можно сделать необычный портрет педагога?».

Обучающиеся узнают основные этапы организации и проведения фотосессии. Планируют свою работу на фотосессии. Определяют роли, свои действия во время индивидуальной работы (фотограф-модель) и во время коллективной работы (несколько моделей и фотографов).

4-8.11.2013г.

Собеседование с педагогами – будущими моделями.

Педагог организует работу по рекламе услуги – фотосессии. Определяет список желающих и их временные возможности участия в фотографировании.

Обучающиеся помогают в поиске моделей, беседуют со своими моделями о желаниях, возможностях, корректируют свое время для работы в проекте.

Второй этап – Основной

11-22.11.2013г.

Организация и проведение фотосессии с педагогами.

Педагог присутствует при фотографировании, помогает советом по мере необходимости.

Обучающиеся готовят место для фотографирования, материалы и аксессуары, стулья, скамейки.

Фотографируют педагогов в соответствии с графиком.

Совместный отбор фотографий для фотовыставки (обучающиеся и педагоги).

Педагог организует отбор фотографий с представлением компьютера.

Помогает определять лучшее, если возникают разногласия между фотографом и моделью.

Обучающиеся предварительно отбирают хорошие снимки и варианты для печати на выставку.

Обучающиеся совместно с моделями-педагогами отбирают фотографии для печати на выставку.

Третий этап – Заключительный

25-27.11.2013г.

Печать фотографий

Педагог договаривается с рекламным агентством о печати фотографий на выставку.

Обучающиеся несут на накопителях памяти фотоматериалы для печати в рекламное агентство. В указанные сроки забирают готовую печатную продукцию. Дополнительно приобретают бумагу для паспарту. Печатают этикетки.

28.11.2013г.

Оформление фотовыставки

Педагог обеспечивает предоставление переносных стендов.

Обучающиеся устанавливают стенды, крепят на них фотоработы.

29.11.2013г.

Открытие выставки на юбилее системы дополнительного образования

Педагог присутствует на открытии выставки

Обучающиеся присутствуют на открытии фотовыставки, наблюдают за реакцией посетителей и моделей.

Реализация педагогического проекта предполагала получение следующих результатов.

1.  Результаты-продукты:

ü Фотовыставка «Необычный портрет педагога» в рамках празднования 90 летнего юбилея системы дополнительного образования.

ü Методические разработки четырех учебных занятий.

2.       Результаты-эффекты:

Социальные изменения:

Социум может увидеть педагога необычным, красивым и самое главное в незнакомом образе. С первого взгляда многих педагогов даже свои коллеги не узнают.

Образовательные изменения:

Обучающиеся детского объединения изучают один из  жанров фотографии – «Портрет» и знакомятся с видами, формами и постановкой портрета, а также с организацией и проведением фотосессии.

Психолого-педагогические изменения:

Участие в фотосессии педагогу дает положительный заряд эмоции и сохранение на долгую память ярких моментов.

Взгляд ребенка на взрослого значительно отличается от взгляда взрослого на коллегу. Именно эта разница отражена на фотографиях на фотовыставке.

Перспективы дальнейшего развития проекта:  

Данный проект можно и нужно реализовать далее с новыми идеями для фотосессиий. Это могут тематические фотосессии: воздушное настроение. Ты и я и др.. В работе должен сохраняться главный принцип – сотрудничество взрослого и ребенка, взрослых и детей, возможный обмен ролями.

На этих слайдах представлена литература для педаога и обучающихся, а также интернет-ссылки.

Итогами проекта стали:

1.     Фотовыставка в холле 3 этажа 29 ноября 2013г.

2.     Фотовыставка на окнах 1 этажа в ноябре-декабре 2013 г.

3. Фрагменты фотовыставки на главной страницы сайта образовательного учреждения http://cdodstrj.ru/

 

Автор: Кононова Наталья Вячеславовна, педагог дополнительного образования детского объединения «Юный фотограф», заведующий отделом декоративно-прикладного и технического творчества.

« Все статьи

Создание сайтов Атилект | Powered by Atilekt.NET